Норма веса в 3 месяца



МИНИСТЕРСТВО Топливно-энергитеческого комплекса РФ
ПРИКАЗ
от 1 октября 1998 г. N 318

О ВВЕДЕНИИ В Воздействие НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ,
ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ НА ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ
НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ (РД 153-39.4-033-98)

Утверждаю
Помощник Министра
топливно-энергитеческого комплекса
РФ
Е.С.МОРОЗОВ
4 сентября 1998 года

Норма веса в 3 месяца

Согласовано
Президент ОАО
АК "Транснефтепродукт"
И.Т.ИШМУХАМЕТОВ
3 сентября 1998 года

НОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМЕ,
ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ НА ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ

Принятые сокращения
АЗС - автозаправочная станция
ГСМ - горюче - смазочные материалы
ЛПДС - линейно - производственная диспетчерская станция
НПЗ - нефтеперерабатывающий завод
РВС - резервуар вертикальный стальной
РВСп - резервуар вертикальный стальной с понтоном

Вместо Распоряжения Госснаба СССР от 26.03.86 N 40 в части норм естественной убыли нефтепродуктов при трубопроводном транспортировании.
Срок введения с 1 октября 1998 года.

Настоящий руководящий документ устанавливает нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, транспортировании, хранении и отпуске на объектах магистральных нефтепродуктопроводов. Нормы используются всеми организациями независимо от форм собственности, транспортирующими и получающими нефтепродукты по магистральным нефтепродуктопроводам.

1. Неспециализированные положения

1.1. Естественная убыль нефтепродуктов - это утраты (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико - химических свойств нефтепродуктов, действия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты нефтепродуктов от испарения и налипания при транспортировании, приеме, хранении и отпуске.

1.2. К естественной убыли не относятся утраты нефтепродуктов, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации и хранения, последствиями стихийных бедствий.

1.3. Норма естественной убыли - это предельно допустимая величина безвозвратных утрат нефтепродуктов, появляющихся конкретно при товарно - транспортных операциях благодаря сопровождающих их физико - химических процессов, и утрат, неизбежных на данном уровне состояния используемого технологического оборудования (утрат от испарения через неплотности насосов, задвижек, технологического оборудования), и утрат от налипания на внутренние стены и оборудование резервуаров, транспортных средств и трубопроводов.

1.4. В нормы естественной убыли не включены утраты нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров и трубопроводов, при врезке лупингов и вставок, аварийные утраты и утраты от хищений, утраты, вызванные последствиями стихийных бедствий, и утраты при внутрискладских перекачках.

1.5. Начисление утрат от естественной убыли производится в соответствии с данными нормами.
Списание недостач собственных нефтепродуктов в пределах норм естественной убыли до установления факта недостач запрещается.

1.6. Нефтепродукты, транспортируемые по магистральным нефтепродуктопроводам, в зависимости от физико - химических свойств поделены на пять групп (Приложение 1).

1.7. Для применения норм естественной убыли магистральные нефтепродуктопроводы распределены по климатическим поясам (Приложение 2).

1.8. Нормы естественной убыли установлены для двух периодов года: осенне - зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне - летнего (с 1 апреля по 30 сентября); типа резервуара и вида технологической операции: прием (закачка), хранение, отпуск (выкачка).

1.9. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, откачке из резервуаров и отпуске в транспортные средства установлены в килограммах на 1 тонну нефтепродукта принятого либо отпущенного; норма при перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам установлена в килограммах на одну тонну перекачиваемого нефтепродукта на 100 километров перекачки, а при долгом простое трубопровода - на одну тонну находящегося в линейной части нефтепродукта.

2. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме

2.1. Естественная убыль нефтепродуктов при приемке в резервуары определяется умножением соответствующей нормы (таблица 1) на массу принятого нефтепродукта. Норма выбирается в зависимости от типа резервуара, в который закачивается нефтепродукт, периода года и климатического пояса.

2.2. В случае если масса нефтепродукта при приемке определяется по измерениям в резервуарах поставщика, то естественную убыль на прием начисляет организация, сдающая нефтепродукт. Наряду с этим организация, принимающая нефтепродукт, начисляет норму естественной убыли на откачку из резервуара и хранение (при условии хранения более дней).
В случае если при приемке организация определяет массу нефтепродукта по своим резервуарам, то естественную убыль по нормам на прием начисляет поставщик.

Норма веса в 3 месяца

2.3. Нормы на прием при закачке в резервуары объектов магистральных нефтепродуктопроводов используются с учетом коэффициентов режима работы резервуара:
К = 1 при режиме работы "через резервуар",
К = 0 при режиме работы "из насоса в насос".

2.4. При приеме - сдаче нефтепродуктов по счетчикам (без применения резервуаров) естественная убыль по нормам не начисляется.

2.5. Норма естественной убыли нефтепродукта при приемке установлена при температуре нефтепродукта до 30 град. С. В случае если температура нефтепродукта при приеме превышает 30 град. С, то независимо от периода года используется норма весенне - летнего периода, увеличенная в 1,5 раза.

3. Нормы естественной убыли при хранении нефтепродуктов в первоначальный месяц хранения

3.1. Естественная убыль нефтепродуктов определяется умножением нормы (таблица 2). выбранной в зависимости от климатического пояса, типа резервуара и периода года, на массу нефтепродукта (в тоннах), принятого в течение календарного месяца (с 1-го по 1-е число следующего месяца).

3.2. При малом грузообороте резервуара (в случае если нефтепродукт поступает в резервуар не чаще одного раза в месяц) норма таблицы 2 возрастает на 55%.

4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении более одного месяца

4.1. Естественная убыль нефтепродуктов при хранении более одного месяца определяется умножением массы находящегося в резервуаре более одного месяца нефтепродукта на норму, выбранную из таблицы 3 в зависимости от климатического пояса, типа резервуара и периода года.

4.2. Естественная убыль при хранении нефтепродукта более одного месяца начисляется при условии, что в течение отчетного календарного месяца нефтепродукт в резервуар не поступал и не откачивался из него.

5. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при откачке из резервуара

Норма веса в 3 месяца

5.1. Естественная убыль нефтепродуктов при откачке из резервуара определяется умножением нормы, выбранной из таблицы 4 в зависимости от климатического пояса, типа резервуара и периода года, на массу откачанного нефтепродукта.

6. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам

6.1. Естественная убыль нефтепродуктов при перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам определяется по формуле:

Q = 0,01 х М х L х Nл,

где: М - масса нефтепродукта, перекачанного по данному участку нефтепродуктопровода, т;
L - протяженность линейной части нефтепродуктопровода, по которому перекачивается партия нефтепродукта, км;
Nл - норма естественной убыли нефтепродукта на 100 км линейной части магистрального нефтепродуктопровода и отвода, принятая по таблице 5.

7. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при отпуске в транспортные средства

7.1. Естественная убыль нефтепродуктов при отпуске в транспортные средства определяется умножением соответствующей нормы, выбранной по таблице 6 в зависимости от климатического пояса, периода года, типа транспортного средства, на массу отгруженного нефтепродукта (в тоннах).

7.2. Предприятие, отгружающее нефтепродукт, начисляет естественную убыль при отпуске , если масса нефтепродукта определялась по измерениям в транспортных средствах (автомобильных и ЖД цистернах и судах).

7.3. Естественную убыль при отпуске в транспортные средства начисляет получатель , если масса отгруженного нефтепродукта определялась по резервуарам либо счетчикам предприятия - поставщика.

8. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при сдаче в резервуары нефтебаз, складов ГСМ и АЗС по отводам от магистральных нефтепродуктопроводов

8.1. Естественная убыль нефтепродуктов 1 и 2 групп определяется умножением нормы, выбранной по таблице 7 в зависимости от типа и вместимости резервуара, в который нефтебаза (склад ГСМ, АЗС) ведет прием нефтепродукта, климатического пояса и периода года, на массу сданного нефтепродукта.

8.2. Естественная убыль нефтепродуктов 3, 4, 5 групп определяется умножением нормы, выбранной по таблице 7 в зависимости от типа резервуара, в который нефтебаза (склад ГСМ, АЗС) принимает нефтепродукт, климатического пояса и периода года, на массу сданного по отводу нефтепродукта.

8.3. Естественную убыль на прием начисляет предприятие магистрального нефтепродуктопровода при сдаче нефтепродукта по измерениям массы в резервуарах получателя.

9. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при долгом простое магистрального нефтепродуктопровода

9.1. Естественная убыль нефтепродуктов при долгом простое (месяц и более месяца) определяется умножением нормы, выбранной по таблице 8. на массу нефтепродукта, находящегося в линейной части магистрального нефтепродуктопровода, технологических трубопроводах и отводах.

9.2. Естественная убыль нефтепродуктов при долгом простое более месяца начисляется при условии, что в течение календарного месяца перекачка по магистральным нефтепродуктопроводам не производилась.

НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМЕ (ЗАКАЧКЕ) В РЕЗЕРВУАРЫ

(в килограммах на 1 тонну принятого нефтепродукта)

1 группа
Бензины автомобильные всех марок.

2 группа
Горючее для реактивных двигателей Т-2.

3 группа
Горючее для реактивных двигателей всех марок, не считая указанных во 2 группе.
Керосин для технических целей.

4 группа
Топлива дизельные марок "Зимнее" и "Арктическое".

5 группа
Топлива дизельные, не считая указанных в 4 группе.
Горючее печное бытовое.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ ПОЯСАМ
ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Республики, края, области, входящие в климатический пояс

РФ:
области: Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Новосибирская, Омская, Тюменская;
Республика Казахстан:
области: Северо - Казахстанская, Кокчетавская

РФ:
республики: Башкортостан, Марий Эл, Мордовская, Татарстан, Удмуртская, Чувашская (Чаваш республика);
области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Курская, Липецкая, Столичная, Нижегородская, Орловская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская;
Республика Белоруссия;
Республика Латвия;
Республика Литва;
Республика Казахстан: область Уральская;
Республика Украина:
области: Волынская, Винницкая, Житомирская, Ровенская, Черниговская, Сумская, Донецкая

РФ:
республики: Адыгея, Дагестан, Ингушская, Кабардино - Балкарская, Калмыкия (Хальмг - Тангч), Карачаево - Черкесская, Северо - Осетинская (Алания), Чеченская (Ичкерия);
края: Краснодарский, Ставропольский;
области: Волгоградская, Ростовская;
Республика Украина:
области: Закарпатская, Ивано - Франковская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая

Норма веса в 3 месяца

ПРИМЕРЫ
РАСЧЕТОВ НОРМАТИВНОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
ПРИ ПРИЕМЕ, ОТПУСКЕ, ХРАНЕНИИ И ПЕРЕКАЧКЕ
ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДАМ

Перекачивающая станция ЛПДС-1 расположена во втором климатическом поясе.
В мае (весенне - летний период) принято от НПЗ 130000 т автобензина с температурой 28 град. С. ЛПДС создаёт налив в суда и ЖД цистерны, отпуск на нефтебазу (по отводу) и перекачку по магистральному нефтепродуктопроводу длиной 138 км на другую перекачивающую станцию ЛПДС-2, расположенную в той же климатической территории; на 19-м километре производится сброс на вторую нефтебазу в РВСп-2000; на 54-м километре сброс на третью нефтебазу в резервуары РВСп-1000 (рис. 1).

1. Естественная убыль автобензина складывается:
1.1. При приеме от НПЗ в резервуары РВСп-5000:
Епр = 130000 х 0,11 = 14300 кг = 14,300 т,
где: 130000 - масса принятого автобензина, т;
0,11 - норма естественной убыли автобензина из резервуара с понтоном в весенне - летний период (табл. 1).
1.2. При хранении в резервуарах РВСп-5000 ЛПДС-1:
Ехр = (130000 - 14,3) х 0,08 = 10399 кг = 10,399 т,
где: 14,300 - естественная убыль автобензина, начисленная по норме на прием в резервуары с понтонами;
0,08 - норма естественной убыли автобензина при хранении в резервуарах с понтонами в весенне - летний период (табл. 2).
1.3. При отпуске в суда:
Ес = 20000 х 0,19 = 3800 кг = 3,800 т,
где: 20000 - масса автобензина (т), отгруженного в нефтеналивные суда;
0,19 - норма естественной убыли автобензина при отпуске в суда (табл. 6).
1.4. При наливе в ЖД цистерны:
Ежд = 12800 х 0,19 = 2432 кг = 2,432 т,
где: 12800 - масса автобензина (т), отгруженного в ЖД цистерны;
0,19 - норма естественной убыли автобензина при отпуске в ЖД цистерны (табл. 6).
1.5. При отпуске в резервуары РВС-1000 первой нефтебазы:
Ен = 10000 х 0,40 = 4000 кг = 4,000 т,
где: 10000 - масса автобензина (т), закачанного в резервуары первой нефтебазы;
0,40 - норма естественной убыли автобензина при сдаче на нефтебазу в резервуары РВС-1000 (без понтона) (табл. 7).
1.6. При перекачке по отводу длиной 900 м на первую нефтебазу:
Епн1 = 10000 х 0,01 х 0,9 х 0,19 = 17,1 кг = 0,017 т,
где: 10000 - масса автобензина, скинутого на первую нефтебазу;
0,9 - протяженность отвода, км;
0,19 - норма естественной убыли автобензина при перекачке (табл. 5).
1.7. При откачке из резервуара РВСп-5000 в магистральный трубопровод диаметром Д = 530:
масса автобензина:
М = 130000 - (20000 + 12800 + 10000 + 14,3 + 10,399) = 87175,301 т,
где: 20000, 12800, 10000 - масса автобензина, отпущенного в суда, ЖД цистерны, на первую нефтебазу;
14,3 - естественная убыль при приеме от НПЗ;
10,399 - естественная убыль автобензина при хранении в резервуарах ЛПДС-1 перед откачкой;
естественная убыль автобензина:
Еот = 87175,301 х 0,02 = 1744 кг = 1,744 т,
где: 0,02 - норма естественной убыли автобензина при откачке из резервуаров в магистральный нефтепродуктопровод (табл. 4).
1.8. При перекачке по магистральному нефтепродуктопроводу диаметром 530 мм длиной 19 км (до отвода ко второй нефтебазе):
Еп1 = (87175,301 - 1,744) х 0,01 х 19 х 0,19 = 3146,9 кг = 3,146 т,
где: 1,744 - естественная убыль автобензина при откачке из резервуаров ЛПДС в магистральный нефтепродуктопровод;
0,19 - норма естественной убыли при перекачке.
1.9. При перекачке по отводу диаметром 150 мм длиной 0,6 км на вторую нефтебазу:
Епн2 = 15000 х 0,01 х 0,6 х 0,19 = 17,1 кг = 0,017 т,
где: 15000 - масса бензина, перекачиваемого в резервуары второй нефтебазы, т;
0,19 - норма естественной убыли на перекачку (табл. 5).
1.10. При закачке в резервуары второй нефтебазы:
Ен2 = 15000 х 0,14 = 2100 кг = 2,100 т,
где: 0,14 - норма естественной убыли автобензина при приеме в резервуары РВСп-2000 второй нефтебазы (табл. 7).
1.11. При перекачке по магистральному нефтепродуктопроводу диаметром 530 мм длиной 35 км (до отвода к третьей нефтебазе):
масса автобензина:
М = 87173,557 - (15000 + 3,146) = 72170,411 т,
где: 15000 - сброс на вторую нефтебазу;
3,146 - естественная убыль при перекачке по магистральному нефтепродуктопроводу до отвода на вторую нефтебазу;
естественная убыль автобензина:
Еп2 = 72170,411 х 0,01 х 35 х 0,19 = 4799,3 кг = 4,799 т,
где: 0,19 - норма естественной убыли при перекачке.
1.12. При перекачке по отводу диаметром 150 мм длиной 1 км на третью нефтебазу:
Епн3 = 18000 х 0,01 х 1 х 0,19 = 34,2 кг = 0,034 т.
1.13. При закачке в резервуары третьей нефтебазы:
Ен3 = 18000 х 0,34 = 6120 кг = 6,120 т,
где: 18000 - масса автобензина, закачанного в резервуары третьей нефтебазы, т;
0,34 - норма естественной убыли автобензина при закачке в резервуары РВСп-1000 (табл. 7).
1.14. При перекачке по магистральному нефтепродуктопроводу диаметром 530 мм длиной 84 км (до ЛПДС-2):
масса автобензина:
М = 72170,411 - (18000 + 4,799) = 54165,612 т,
где: 18000 - масса автобензина, закачанного в резервуары третьей нефтебазы;
4,799 - естественная убыль автобензина на участке магистрального нефтепродуктопровода длиной 35 км;
естественная убыль автобензина:
Еп3 = 54165,612 х 0,01 х 84 х 0,19 = 8644,832 кг = 8,644 т,
где: 0,19 - норма естественной убыли автобензина при перекачке (табл. 5).
1.15. При сдаче автобензина в резервуары ЛПДС-2:
масса автобензина:
М = 54165,612 - 8,644 = 54156,968 т,
где: 8,644 - естественная убыль автобензина при перекачке на участке магистрального нефтепродуктопровода длиной 84 км;
естественная убыль автобензина:
Есд = 54156,968 х 0,11 = 5957,266 кг = 5,957 т,
где: 0,11 - норма естественной убыли автобензина при закачке в резервуары РВСп-10000 (табл. 1).
1.16. Всего нормативной естественной убыли автобензина:
Е = 14,300 + 10,399 + 3,800 + 2,432 + 4,000 + 0,017 + 1,744 + + 3,146 + 0,017 + 2,100 + 4,799 + 0,034 + 6,120 + 8,644 + 5,957 = = 67,509 т.

Перекачивающая станция ЛПДС-1 находится в третьем климатическом поясе. В октябре (осенне - зимний период) принято от НПЗ дизтопливо с температурой 42 град. С в количестве 260000 т. Перекачивающая станция осуществляет налив в ЖД цистерны, перекачку по отводу диаметром 150 мм длиной 15 км на ближайшую нефтебазу, и перекачку по магистральному нефтепродуктопроводу диаметром 530 мм длиной 126 км на промежуточную станцию (рис. 2).
1. Естественная убыль ДТ складывается:
1.1. При приеме от НПЗ в резервуары РВС-5000:
Епр = 260000 х 0,02 х 1,5 = 7800 кг = 7,800 т,
где: 260000 - масса принятого от НПЗ дизтоплива в резервуары ЛПДС-1;
0,02 - норма естественной убыли дизтоплива (табл. 1) ;
1,5 - коэффициент, используемый в соответствии с п. 2.4.
1.2. При хранении в резервуарах ЛПДС-1:
Ехр = (260000 - 7,800) х 0,01 = 2600 кг = 2,600 т,
где: 7,800 - естественная убыль дизтоплива при приеме в резервуары;
0,01 - норма естественной убыли при хранении в резервуарах (табл. 2).

1.3. При наливе ЖД цистерн:
Ежд = 24000 х 0,01 = 240 кг = 0,240 т,
где: 24000 - масса дизтоплива, отгруженного в ЖД цистерны, т;
0,01 - норма естественной убыли (табл. 6).
1.4. При отпуске в резервуары нефтебазы:
Е = 30000 х 0,02 = 600 кг = 0,600 т,
где: 30000 - масса дизтоплива, закачанного в резервуары нефтебазы, т;
0,02 - норма естественной убыли дизтоплива при закачке в резервуары нефтебазы (табл. 7).
1.5. При перекачке по отводу диаметром 150 мм длиной 15 км на нефтебазу:
Епн = 30000 х 0,01 х 15 х 0,12 = 540 кг = 0,54 т,
где: 0,12 - норма естественной убыли дизтоплива при перекачке (табл. 5).
1.6. При откачке из резервуаров ЛПДС-1 в магистральный нефтепродуктопровод:
масса дизтоплива:
М = 260000 - (24000 + 30000 + 7,800 + 2,600) = 205989,600 т,
где: 24000, 30000 - масса дизтоплива, отгруженного в ЖД цистерны и на нефтебазу;
7,800 - естественная убыль при приеме от НПЗ, т;
2,600 - естественная убыль при хранении в резервуарах ЛПДС-1, т;
естественная убыль дизтоплива:
Еот = 205989,600 х 0,01 = 2060 кг = 2,060 т,
где: 0,01 - норма естественной убыли дизтоплива при откачке из резервуаров (табл. 4).
1.7. При перекачке по магистральному нефтепродуктопроводу диаметром 530 мм длиной 126 км:
масса дизтоплива:
М = 205989,600 - 2,060 = 205987,540 т,
где: 2,600 - естественная убыль дизтоплива при откачке из резервуаров ЛПДС-1;
естественная убыль дизтоплива:
Еп = 205987,540 х 0,01 х 126 х 0,12 = 31145,3 кг = 31,145 т,
где: 0,12 - норма естественной убыли дизтоплива при перекачке (табл. 5).
1.8. При поступлении дизтоплива (с температурой 29 град. С) в резервуары промежуточной станции:
масса дизтоплива:
М = 205987,540 - 31,145 = 205956,395 т,
где: 31,145 - естественная убыль дизтоплива при перекачке по магистральному нефтепродуктопроводу;
естественная убыль дизтоплива:
Есд = 205961,586 х 0,02 = 4119 кг = 4,119 т,
где: 0,02 - норма естественной убыли дизтоплива при закачке в резервуары (табл. 1).
1.9. Всего нормативной естественной убыли дизтоплива:
Едиз = 7800 + 2600 + 240 + 600 + 540 + 2060 + 31145,3 + 4119 = = 49104,3 кг = 49,104 т.

Магистральный нефтепродуктопровод был при отсутствии перекачки с автобензином (с температурой 10 град. С) более двух месяцев.
Трубопровод складывается из линейной части длиной 100 км диаметром 530 мм, отвода на нефтебазу длиной 30 км диаметром 150 мм и технологических трубопроводов длиной 3 км диаметром 530 мм.
Масса автобензина, находящегося в трубопроводах, определяется в соответствии с "Инструкцией по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах" РД 153-39-011-97.
Естественная убыль автобензина в первоначальный месяц простоя трубопроводов составила:
Етр = 16150 х 0,08 = 1292 кг = 1,292 т,
где: 16150 - масса автобензина в трубопроводах, определенная в соответствии с инструкции РД 153-39-011-97, при температуре 10 град. С, т;
0,08 - норма естественной убыли автобензина при простое трубопровода в течение календарного месяца (табл. 8).
Естественная убыль в следующий месяц простоя трубопроводов с автобензином определяется аналогично.
При возобновлении перекачки в течение календарного месяца естественная убыль начисляется лишь по норме на перекачку.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ РУКОВОДЯЩЕГО ДОКУМЕНТА
"НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМЕ,
ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ НА ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"

Созданный проект РД устанавливает величину норм естественной убыли при приеме, хранении, отпуске и перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам и отводам на нефтебазы, склады горюче - смазочных материалов и автозаправочные станции. Нормы предназначены для применения всеми организациями независимо от форм собственности, транспортирующими и получающими нефтепродукты по магистральным нефтепродуктопроводам.
В настоящее время все потребители и поставщики нефтепродуктов, пользующиеся услугами АО магистральных нефтепродуктопроводов АК "Транснефтепродукт" на всей территории РФ, и при транспортировке в страны СНГ, Латвию, Венгрию и др. пользуются "Нормами естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании", утвержденными Распоряжением Госкомитета СССР по материально - техническому снабжению от 26 марта 1986 г. N 40. Указанным Распоряжением для фирм магистральных нефтепродуктопроводов были утверждены две нормы:
естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении в резервуарах магистральных нефтепродуктопроводов;
естественной убыли нефтепродуктов при перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам.
При отпуске в транспортные средства использовалась норма, неспециализированная для нефтесбытовых организаций и фирм магистральных нефтепродуктопроводов.
Основными обстоятельствами пересмотра норм естественной убыли нефтепродуктов, утвержденных Распоряжением Госснаба СССР в 1986 году, являются трансформации, случившиеся в последние годы в технологии и параметрах перекачки и работе резервуаров МНПП.
В соответствии с "Типовым методическим положениям по разработке норм естественной убыли продукции производственного назначения и товаров народного потребления при транспортировании и хранении" нормы должны разрабатываться на базе экспериментальных изучений либо данных бухучёта, отражающих фактическую убыль за ряд лет, и пересматриваться каждые 3 - 5 лет.
Проект РД создан на базе данных исследований и теоретических расчетов по методикам Н.Н. Константинова, бывш. НИИТранснефть, ОЛТТ УНИ, и отчетных данных АО АК "Транснефтепродукт" за последние три года.
Теоретические расчеты естественной убыли разрешают установить соотношение величин убыли в разных климатических поясах, и влияние на процесс испарения физико - химических свойств нефтепродуктов, условий проведения технологических операций, периода года, типа и режима эксплуатации резервуаров.
В действующих нормах естественной убыли нефтепродуктов, утвержденных в 1986 году, территория СССР была поделена на пять климатических территорий, наряду с этим в четвертую и пятую климатические территории не входили регионы РФ. Во вторую климатическую территорию были включены многие регионы РФ с разными климатическими чертями. По окончании распада СССР выявилась необходимость пересмотра деления территории России на климатические пояса с целью их уточнения.
За базу при пересмотре принято районирование территории по ГОСТ 16350, применяющего в качестве основных климатических факторов при районировании территории для технических целей температуру и относительную влажность воздуха, помимо этого, учитывались величины относительных утрат от естественной убыли легкоиспаряющихся нефтепродуктов в весенне - летний период и среднегодовых. В соответствии с ГОСТ 16350 для каждого из климатических районов выделены представительный и экстремальный пункты. Для расчетов естественной убыли нефтепродуктов выбраны лишь те климатические районы, по территории которых проходят магистральные нефтепродуктопроводы. Данные этих пунктов характеризуют климатический район по средним и предельным значениям большинства климатических факторов.
В соответствии с ГОСТ 16350 территория РФ находится в холодном и умеренном макроклиматических районах. Магистральные нефтепродуктопроводы АК "Транснефтепродукт" попадают лишь в умеренный макроклиматический район и находятся в следующих климатических районах (обозначения приняты по ГОСТ 16350):

В связи с тем, что рассматривались лишь территории, по которым проходят магистральные нефтепродуктопроводы и отводы к нефтебазам, складам ГСМ и автозаправочным станциям, первая климатическая территория, выяснена Распоряжением N 40 от 26.03.86, в РД не попадает.
В нормах естественной убыли 1986 года при распределении территории СССР по климатическим территориям во вторую территорию было включено множество регионов с разными климатическими чертями. В созданном проекте эта климатическая территория поделена на два пояса: второй и третий.
Для указанных в таблице 1 пунктов выполнены расчеты естественной убыли нефтепродуктов при приеме в резервуары (от "громадных дыханий"), при хранении в резервуарах (от "малых дыханий") и по окончании выкачки нефтепродукта из резервуара (от "обратного выдоха").
Расчеты выполнены:
для нефтепродуктов 1 группы - автомобильных бензинов с давлением насыщенных паров 66,7 кПа (500 мм рт. ст.) и 79,8 кПа (600 мм рт. ст.) при годовых коэффициентах оборачиваемости резервуаров 24 и 36, помимо этого, дополнительно была вычислена естественная убыль при годовых коэффициентах оборачиваемости 2 и 8;
для нефтепродуктов 2 группы с давлением насыщенных паров 39,9 кПа (300 мм рт. ст.);
для нефтепродуктов 3 группы с давлением насыщенных паров 1,5 кПа (11 мм рт. ст.).
Степень заполнения принята равной 0,8 высоты резервуара.
Естественная убыль нефтепродуктов 1 и 2 групп определялась из резервуаров со стационарной крышей (без понтона) и с понтоном.
На базе выполненных расчетов выяснена относительная естественная убыль нефтепродуктов - на 1 тонну закачанного в резервуар, 1 тонну хранимого в резервуаре и 1 тонну выкачанного из резервуара нефтепродукта.
Относительная естественная убыль (в килограммах на 1 т нефтепродукта) автомобильных бензинов из вертикальных резервуаров без понтонов приведена в таблице 2.

Примечание. В естественную убыль при хранении включена убыль при откачке из резервуара.

Анализ величин естественной убыли разрешает сгруппировать разглядываемые пункты в климатические пояса для расчета норм.
Многовариантные расчеты продемонстрировали, что наиболее оптимальной группировкой пунктов есть следующая: в первоначальный пояс (вторую климатическую территорию) входят пункты умеренно холодного климатического района (Тюмень - Улан - Удэ); во второй пояс (третью климатическую территорию) входят пункты умеренного, умеренно теплого и умеренно теплого мокрого климатических районов (Москва - Минск - Рига).
В первом климатическом поясе, расположенном в холодном и арктическом - восточном и западном климатических районах по ГОСТ 16350, магистральные нефтепродуктопроводы не проходят.
Указанная группировка дает мельчайшую погрешность при определении усредненной величины естественной убыли при приеме, хранении, откачке из резервуаров. Более большая группировка климатических районов ведет к большим отклонениям от среднего значения величины естественной убыли по группируемым пунктам.
Естественная убыль нефтепродуктов при наливе в автомобильные и ЖД цистерны рассчитывалась для случаев налива сверху "открытой", "полуоткрытой" и "закрытой струей", и налив снизу, который рассматривается как герметизированный с избыточным давлением в котла цистерны: автомобильной 147,15 ГПа (0,15 кг/см2), ЖД 1471,5 ГПа (1,5 кг/см2).
Экспериментальные данные, полученные разными исследователями, одного порядка с расчетными. Результаты расчетов естественной убыли при наливе ЖД цистерн аналогичны итогам расчетов автомобильных цистерн.
Изменение объемов и параметров перекачки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам стало причиной уменьшению их загрузки, сопровождающемуся долгими простоями (месяц и более) с заполненным нефтепродуктом. В связи с возникновением случаев долгих простоев магистральных нефтепродуктопроводов с нефтепродуктами нужно учитывать естественную убыль их в линейной части, манифольдах, насосных станциях в период простоя. Эти утраты появляются благодаря утраты герметичности запорной, регулирующей, предохранительной арматурой, появления других источников утрат от естественной убыли, каковые не смогут быть ликвидированы при достигнутом уровне изготовления и эксплуатации оборудования.
В связи с изложенным созданы в первый раз нормы естественной убыли нефтепродуктов из линейной части магистрального нефтепродуктопровода при отсутствии перекачки - при долгом простое нефтепродуктопровода (более месяца).
Нормы естественной убыли нефтепродуктов созданы для пяти групп нефтепродуктов: автомобильных бензинов, горючих для реактивных двигателей, керосина для технических целей, дизельных горючих, печного бытового топлива.
Нормы естественной убыли созданы для трех климатических поясов и двух периодов года - осенне - зимнего и весенне - летнего.
Резервуары поделены по типам: со стационарными крышами (без понтонов), с понтонами, заглубленные железобетонные с железной оболочкой.
Проект РД содержит следующие нормы естественной убыли нефтепродуктов:
при приеме (закачке) в резервуары;
в первоначальный месяц хранения в резервуарах;
при хранении в резервуарах более одного месяца;
при откачке из резервуара;
при перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам и отводам;
при отпуске в транспортные средства;
при сдаче в резервуары нефтебаз, складов ГСМ и автозаправочных станций по отводам с магистральных нефтепродуктопроводов;
при долгом простое магистрального нефтепродуктопровода.
В связи с перегруппировкой климатических поясов уточнены нормы естественной убыли нефтепродуктов из резервуаров при приеме, хранении, отпуске (откачке). Изменились за последние годы режимы эксплуатации резервуаров: это ведет к долгим простоям с нефтепродуктами, полному насыщению газового пространства резервуара парами нефтепродукта и тем самым повышению утрат от естественной убыли при последующей закачке и особенно при хранении. Исходя из этого нормы при закачке и хранении немного выше, чем действующие.
Приведены примеры расчетов естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, сбросе на нефтебазы, перекачке по отводам и магистральным нефтепродуктопроводам, и при долгом простое магистрального нефтепродуктопровода.
Пересмотрен и уточнен порядок применения норм естественной убыли нефтепродуктов при транспортировании по магистральным нефтепродуктопроводам; указан порядок начисления естественной убыли при приеме нефтепродуктов с температурой выше 30 град. С, при долгом простое магистрального нефтепродуктопровода с нефтепродуктом.
Первая и вторая редакции РД рассылались на отзыв и согласование в АК "Транснефтепродукт", вторая редакция была рассмотрена на заседании при Вице - президенте АК "Транснефтепродукт" С.П. Макарове. Все замечания экспертов АК и АО учтены при разработке третьей редакции.
Третья редакция РД рассылалась на согласование нефтяным компаниям. НК "Сургутнефтегаз" и НК "Сибнефть" замечаний не имели. Замечания и предложения нефтяных компаний "ЛУКойл", "ЮКОС", "Башнефтехим" рассмотрены и обсуждены на согласительном заседании в АК "Транснефтепродукт" и учтены при подготовке окончательной редакции РД, направляемой на утверждение в министерство энергетики РФ.
Созданный проект РД содержит нормы, каковые ниже фактических, и их понижение очень проблематично. Оборудование, используемое при транспортировке, хранении и перевалке, соответствует уровню зарубежных образцов, и получение дополнительного сокращения утрат на нем нереально.
Предполагаемый ввод норм в воздействие - 1998 год.
Срок действия норм - 5 лет.

Форум для нефтетрейдеров

УдмуртРегион . Удмуртская республика

Антей-Групп . Самарская область

ЗАВКОМ ХИМСИНТЕЗ . Тамбовская область

ИП Овсянников С.А. . Краснодарский край

Статьи по теме